24 сентября 2021 г. сотрудники РЮБ им. К. Мечиева подготовили для своих пользователей в формате онлайн творческий портрет «Дмитрий Шостакович: «Моя душа хочет мира…» к 115-летию со дня рождения композитора.
Великий гражданин, великий художник, замечательный человек, необыкновенно обаятельная личность — таким был Дмитрий Шостакович. Творчество Шостаковича — одна из вершин музыкального искусства XX века. Художник — новатор, Шостакович развил традиции И. Баха, Л. Бетховена, М. Мусоргского и создал свой, глубоко самобытный стиль.
Все самые глубокие, личные чувства и мысли он старается высказать в жанре симфонии. Кажется, что ни один из советских композиторов не смог так глубоко и страстно выразить чувства современников, буквально слиться с их судьбою, как Шостакович в своей Седьмой симфонии. Симфония создавалась бурно, стремительно даже для быстро пишущего Шостаковича. В отдельные дни композитор записывал до 30 страниц партитуры. 27 декабря 1941 года седьмая симфония была закончена. На первой странице партитуры композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду». Она сразу стала символом сопротивления советского народа фашистским агрессорам и веры в грядущую победу над врагом. Так воспринимали ее не только на Родине, но и во многих странах мира.
Гениальный «эпизод нашествия», мужественные и волевые темы сопротивления, скорбный монолог фагота («реквием жертвам войны») обладают огромной силой художественного воздействия.
В музыкальной истории мало найдется примеров подобного общественного резонанса. Мастер монументальных жанров, а также квартетов Дмитрий Шостакович редко обращался к более мелким, «сиюминутным», заказным и проходным вещам. Н бывало, и обращался.
Среди всех «русских вальсов» в самом конце ХХ века один вдруг стал невероятно популярен — «Вальс №2 Д. Шостаковича. Сейчас этот вальс можно услышать везде, он стал мировым хитом. И ворвался он в мир не из России, а из Нидерландов и США.
История появления, утраты и находки этого вальса загадочна и вопросов в ней больше, чем ответов.
Многие считают, что по стилю это сочинение нехарактерно для композитора. Есть предложение, что Дмитрий Шостакович, очень любивший в своей музыке пошутить, и в данном случае проделал то же самое, воспользовавшись приемом компиляции, то есть взял наиболее яркие интонации из популярных произведений («Амурские волны», «На сопках Манчжурии», Дунайские волны») и расположил их по своему усмотрению.
Андре Рьё — нидерландский дирижер и скрипач, называемый в прессе Королем вальса вслед за Иоганном Штраусом — сыном и оркестр под его руководством в 1994 году сделали запись Вальса №2 из Джазовой сюиты для эстрадного оркестра Дмитрия Шостаковича. И вдруг мировой бум. Запись сделал А. Рьё и его коллектив знаменитым по всем Нидерландам. А также запись вальса Д. Шостаковича использована в музыкальном оформлении фильма Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами» (1999).