Ночь искусств

4 ноября в рамках акции «Ночь искусств» специалисты библиотеки опубликовали в онлайн формате информ-досье «Жить, вместе оставаясь разными». Северный Кавказ — здесь на сравнительно небольшой территории издавна бок о бок проживают народы, отличающиеся друг от друга особенностями хозяйства, быта повседневной жизни, традициями. Подобное разнообразие сформировалось в весьма отдаленные времена и сохраняется на протяжении многих веков. Соседские отношения у народов Кавказа зачастую приравнивались по значению к родственным. Мнение соседей нельзя было не учитывать, всеми силами стремились избегать конфликтов с соседом, быть с соседями заодно. Сосед считался настолько «своим», что у некоторых народов Кавказа браки с соседями фактически были запрещены.

О предпочтительности мирного решения конфликтов, о том, что зло влечет за собой лишь новое зло, говорят и пословицы, созданные народами Кавказа. Так, говорили: «Палка, которой замахнешься на другого, ударит по твоей голове»; «Не отвечай злом на зло, не смывай кровью кровь: если кто-то ударит тебя камнем — ударь его угощением» (т. е. ответь добром на зло).
Более трех столетий назад тема Кавказа возникла в русской культуре как одна из важных и волнующих тем. С самого начала встреча с феноменом Кавказа обернулась для русской цивилизации не просто освоением доселе неведомого внешнего объекта, а диалогом, без которого уже не представимо само ее внутреннее развитие, как не представим и сам ее облик. Упоминания о Кавказе содержатся в одах М. В. Ломоносова, в стихотворной повести «Бова» А. Н. Радищева и его поэме «Песнь историческая». Кавказу посвящены «Стихи на покорение Дербента» и ода «На возвращение из Персии через Кавказские горы графа В. А. Зубова» Г. Р. Державина, который первым в русской поэзии описал красоту кавказской природы. Высокая традиция поэтического интереса к Кавказу, принесшая столько замечательных плодов в ХIХ столетии, была продолжена и развита в литературе ХХ века. Уже в начале столетия, отдавая дань великим достижениям своим гениальных предшественников в разработке кавказской темы, обратились к данной проблематике И. А. Бунин, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт и др. Началось своеобразное паломничество русской поэзии на Кавказ. С большой силой прозвучав в стихах В. В. Маяковского, С. А. Есенина, О. Э. Мандельштама, Кавказ входит в поэзию Н. Н. Асеева, Б. Пастернака, Н. С. Тихонова, Н. А. Заболоцкого и многих других русских поэтов и писателей. Появление среди многих кавказских народов еще в дореволюционный период писателей, просветителей, ученых стало возможным благодаря сближению этих народов с русским народом, его культурой. Особо следует отметить роль А. М. Горького, интересовавшегося культурой адыгских народов и непосредственно помогавшего росту их литературы. Многие десятилетия продолжается взаимное обогащение культур: русской, которая впитала в себя богатства национальных традиций, и культуры горских народов.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.